понедельник, 11 ноября 2013 г.

С Гоголем по Риму



         Один из поэтов Серебряного века сказал, что человеку нужно всего сто книг, но собирать их необходимо всю жизнь.
                Как определить, какая книга лучше, какая из книг нравится больше других? Раньше  мне нравились книги Е.Носова, затем полюбились рассказы И.Шмелева, «Маленькие трагедии»
А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» и «Страшная месть» Н.В. Гоголя.
                Мне хотелось бы рассказать о небольшом и редко упоминаемом произведении
Н.В. Гоголя – об отрывке «Рим». Отрывок – так автор определил жанр своего произведения. Когда я прочитал отрывок первый раз, то остался почти равнодушен. Мне запомнились только несколько комических сцен жизни простого люда и фантастический сон заядлого игрока в лотерею Пеппе.

                 Но мне повезло – во второй раз я читал «Рим»,  находясь там, где это произведение было создано, – в Вечном городе и Париже. Я взглянул на эти европейские столицы глазами любимого писателя и удивился его наблюдательности и проницательности. После прогулок по Риму мне уже не показались чрезмерными восторги автора по поводу «чудной сияющей панорамы» города, «статуй Латеранского Иоанна», «величественного купола Пантеона», «дворцов, дышащих строгим, сумрачным величием». В очередной раз я удивился прозорливости писателя, который,  в отличие от Гете, Стендаля, разглядел не только прошлое, но и предсказал великое будущее Италии и ее столицы – Рима.
             Удивительно точно  разглядел  Н.В. Гоголь секреты французской столицы – «размена и ярмарки Европы» с его «кафе, блиставшими неслыханным царским убранством», «знаменитыми  крытыми переходами», афишами, широкими бульварами, огромным раком и машиной, растирающей шоколад в витринах магазинов, «страшным царством слов вместо дел».
 Сегодня поездка заграницу стала  для многих доступнее.  Стоит воспользоваться в путешествии  наблюдениями «чичероне» (проводника) Н.В.Гоголя, любившего и знавшего Вечный город, с любовью описавшего его в отрывке «Рим». Мне, например, было очень любопытно, прочитав отрывок, совершить вместе с главным его героем – молодым римским князем прогулки по городу, по его «золотым рудникам» - галереям и церквям, где хранятся «чуда кисти», «готовые исчезнуть фрески», оказаться в Транстеверской стороне Рима, недалеко от S.Pietro in Montorio.
             Прочитав книгу и совершив увлекательное путешествие, я обратил внимание, как много сумел вместить писатель в небольшой отрывок, который, как мне кажется, является законченным произведением мастера. В отрывке нашлось достаточно места мыслям писателя об истории, архитектуре и живописи, характере и темпераменте горожан, описанию их повседневной жизни и праздников, обычаев, «торжествующей», «неслыханной», «полной красоте» молодой альбанки Аннунциаты и очень симпатичному молодому  римскому князю, вначале восхищенному красавицей, но вскоре позабывшего и себя, и ее красоту, оказавшись на площадке перед сияющей панорамой Рима.

Ильин Федор 10-1

Комментариев нет:

Отправить комментарий