понедельник, 11 ноября 2013 г.

Еще один взгляд на Евгению Гранде.


Я прочла книгу Оноре де Бальзака "Евгения Гранде"… Как выяснилось, я уже читала это произведение около четырех лет назад, но тогда оно мне не запомнилось, наверное, потому, что читалось летом в широком спектре других, тогда более ярких для меня книг.
Безусловно, большая честь и хвала как самому писателю, так и переводчику данного произведения: несмотря на обширные, в несколько страниц, описания обстановки комнат, одежды, внешности персонажей, книга прочиталась достаточно легко.
Характеры, описываемые в «Евгении Гранде» можно встретить и сейчас, поэтому больно кольнуло точное описание как господина Гранде (отца Евгении), так и Шарля (кузина Евгении). Казалось бы, что книга написана очень давно, и пора бы уже человечеству эволюционировать и избавиться хотя бы частично от своих недостатков, но, наверное, процесс этот слишком длинный и медленный, и продлится еще множество веков.
Теперь о главной героине… Как давно я не встречала книг, где в корне не согласна с поведением главного персонажа! Да, Евгения Гранде заслуживает уважения, так как она пережила и обращение своего отца, и предательство любимого ею человека, и даже смогла принять те чувства, которые испытывали к ее богатству окружающие. Но во имя чего? Автор так сочувствующе описывает жизнь Евгении, однако она не изобразила ничего кроме возвышенного страдания и самоотвержения.
Как легко идти на поводу сначала у отца (ведь Евгения любила его и прощала), а потом у окружающих (замужество, которое заведомо было ненужно ей, а только улучшало жизнь одному единственному человеку, чье нравственное здоровье уже ничто не могло спасти, и даже ухудшала свадьба). Да, возможно, Евгения просто запуталась в обрушившихся на нее обстоятельствах, но мне кажется, что человек никогда не должен забывать не только о пользе обществу, которую он может принести, но и о саморазвитии. К тому же, счастливый человек способен принести гораздо больше радости и пользы окружающим. Возможно, Евгения находила счастье в полной отдаче себя другим людям, в мысли, что она им помогает, но человеку этого мало для полного самораскрытия, не самопожертвование – конечная цель в жизни, а тогда я все-таки не могу назвать Евгению тем совершенством, идеалом, образцом для подражания, которым, как мне кажется, изобразил ее Бальзак.
Единственное спасение для Евгении – оставшаяся большая часть ее жизни, на которую только намекает Оноре де Бальзак, но не описывает… Однако, мне кажется, что писатель не видит каких-либо будущих кардинальных изменений в своей героине, а значит она так и продолжит свой век: гордо, достойно… и бессмысленно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий