четверг, 21 ноября 2013 г.

Про Гранде и про Евгению (Слово о романе "Евгения Гранде")

Прочитала я роман "Евгения Гранде" Оноре де Бальзака, хочу поделиться впечатлениями.
Книга была открыта, чтение начато, но продолжать его было непросто: слишком длинные описания и лишь небольшое количество действий встречалось на пути. Я была вынуждена продираться сквозь строки, словно через заколдованный лес, полный деревьев, кустарников и колючего шиповника. Но прошло время, и лес этот превратился в море, повествование, как спокойные волны этого моря, само уносило меня в далёкие дали, чтение увлекло и не отпускало до самого конца. Это я к тому, что Бальзаковские длинные и бесконечные описания - неотъемлемая часть книги, но это не должно служить поводом для обхождения стороной сего великого произведения.
Роман, как уже до меня было сказано, повествует о том, как жажда богатства и власти пожирают человека, не оставляя в нём ничего человеческого, и как это может сломать чью-либо жизнь и погубить, изничтожить любовь, которая, по словам самого Бальзака, является "нашим вторым превращением".
Читая роман, я прониклась мрачной атмосферой дома, где "экономят свечи". Вот как потом будет сказано об этом в романе:"Сомюрский домбез солнца, без тепла, постоянно окутанный тенью и исполненный меланхолии - отображение жизни ее." Жизни кого? Евгении, конечно. Этот дом стал её приговором с самого начала, у неё почти не было надежды оттуда вырваться, а оставаться в доме - значит признать все его правила. Меня заставили сопереживать главной героине моменты, в которые она пытается в открытую противостоять правилам дома, правилам привычной жизни и делает это даже не в угоду себе. А ужас и истинное отвращение я испытала, читая страницы, на которых старик Гранде совершенно обезумел от жадности незадолго до своей смерти.
Прочитав роман, я вдруг вновь бросила взгляд на его название. "Евгения Гранде". И тут я поняла, что в моём сознании эти два слова несовместимы. Евгения - тот пример самоотверженной и кроткой женщины, которая готова всем пожертвовать ради не только любви, ради надежды на любовь. И рядом -"Гранде", то самое "Гранде", которое было свойственно едва ли не всем членам этой семьи, та зависимость от богатства в основном и, в некоторых случаях (Шарль и его отец), от общественного мнения и славы в частности, та зависимость, которая со временем поглотила даже Шарля, которая губит в человеке всё лучшее, что могло в нём быть, или же губит самого человека. Это самое "Гранде", от которого оказалась зависима Евгения и которое если не погубило, то лишило её счастья, искренней любви и даже возможности их наличия.
Роман "Евгения Гранде" произвёл на меня неизгладимое впечатление. Хотя это не первый и не последний пример порицания порока жадности в художественной литературе, но это - великое произведение на все времена, хотя краски повествования скорее более мрачные, чем кричащие и яркие, а потому, может быть, не так сильно воздействуют на читателя, но всё-таки проникаешься настроением романа и его, можно сказать, драмой. Драмой в таком значении, какое даёт этому слову толковый словарь под цифрой 2:"Несчастье, тяжелое событие, причиняющее нравственные страдания."

Комментариев нет:

Отправить комментарий