вторник, 17 декабря 2013 г.

Наши наблюдения за героями Тургенева

 Итак, вы выбрали и опубликовали эпизод из повести или романа И.С.Тургенева,  прокомментировали свой выбор, отметили в тексте слова, которые обозначают эмоции, переживания героев. Много ли таких слов вы подчеркнули и выписали? Подумайте, а только ли за счёт этих слов мы ощущаем состояние тургеневских персонажей. Всё ли писатель рассказывает о них? Всё ли про них знает?
Вспомните пушкинские романы. Пушкин знает про своих героев всё: и то, что они делают, и то, что они чувствуют, и довольно подробно об этом рассказывает:
«Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала ее... и вдруг ее губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. «Милая, добрая Марья Ивановна, — сказал я ей, — будь моею женою, согласись на мое счастие». Она опомнилась. «Ради бога успокойтесь, — сказала она, отняв у меня свою руку. — Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня». С этим словом она ушла, оставя меня в упоении восторга. Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование». (Не сомневаюсь, вы с удовольствием перечитали этот фрагмент из
«Капитанской дочки»). А вот строки из романа в стихах «Евгений Онегин»:

И между тем душа в ней ныла,

И слез был полон томный взор.(Это о переживаниях Татьяны).
 А вот и об Онегине:

Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он,

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;
 И вновь о Татьяне:
Его нежданным появленьем,

Мгновенной нежностью очей

И странным с Ольгой поведеньем

До глубины души своей

Она проникнута; не может

Никак понять его; тревожит

Ее ревнивая тоска,

Как будто хладная рука

Ей сердце жмет, как будто бездна

Под ней чернеет и шумит...

Продолжите свои наблюдения за героями Тургенева и заполните таблицу, которую вы найдёте по данной ссылке:
 http://goo.gl/2Jq075

Комментариев нет:

Отправить комментарий